
Ученые-зоологи предлагают использовать муравьев в решении проблемы столичных пробок и прокладки оптимальных транспортных магистралей в Москве.
Еще в 18 веке, Якоб Штейнер – швейцарский математик, заложил основы теории синтетической геометрии кривых линий и поверхностей 2-го и высшего порядка. Для того, чтобы найти кратчайший путь из прямолинейных отрезков, соединяющих между собой определенное количество точек необходимо добавить дополнительные точки, называемые точками Штейнера.
Данная теория сегодня применяется повсеместно: в построении распределительных складских центров, в прокладке компьютерных и электрических сетей и т.д.
Недавно исследователь-биолог Таня Латти из университета Сиднея провела серию экспериментов с аргентинскими муравьями. Три муравья из трех точек, расположенных в разных частях плоскости самостоятельно находили кратчайший путь для встречи друг с другом, создавая дополнительный центр в треугольнике, тем самым строя сеть Штейнера. Эксперимент проводился и с большим количеством муравьев, и каждый раз фиксировались изумительные результаты. Муравьиные тропы моделировали на поверхности оптимальные транспортные сети.
Используя результаты австралийских ученых, российскими биологами предлагается создать специальный макет выбранного участка столицы. Располагая на макете определенные препятствия и поместив на экспериментальный стол муравьев, необходимо фиксировать прокладку муравьиных маршрутов.
Использовать полученные данные можно в разработке новых оптимальных транспортных магистралей столицы, избегая тем самым множество ошибок, приводящих впоследствии к пробкам и заторам в мегаполисе.