
История формирования кавказской фауны еще не вполне ясна. Но все же на ряд вопросов мы можем ответить. Вопросы эти следующие. Чем объясняется резко выраженный эндемизм Кавказа, верней высокогорной ступени Главного хребта, где водятся прометеева мышь, туры, кавказский улар, кавказский тетерев? Отчего на Кавказе, несмотря на значительные площади хвойных лесов, отсутствуют белка и заяц-беляк, живущий в Альпах, и вообще все таежные млекопитающие, тогда как таежных птиц только четыре вида (клест, черный дятел, снегирь и мохноногий сыч)?
Согласно современным воззрениям геологов, еще задолго до ледникового времени Главный Кавказский хребет представлял собой остров, окруженный со всех сторон морем. Весьма вероятно, что указанные выше наиболее резко выраженные эпдемики Кавказа начали обособляться уже в то отдаленное время. Много позже, но все же до начала ледникового периода, этот остров, благодаря поднятию Малого Кавказа, причленился к Передней Азии и стал заселяться как непосредственно оттуда, так и из Западной Европы через Малую Азию. Этим путем на Кавказ могли проникнуть лесная куница, дикая кошка, европейская косуля и длинный ряд других животных, связанных с
широколиственным лесом. Широкий же пролив, соединявший северные части Черного и Каспийского морей и отделявший Кавказ от Восточной Европы, продолжал существовать еще долго после ледникового времени. Поэтому на Кавказ не могли проникнуть ни заяц-беляк, ни другие животные, которые в ледниковое время спускались далеко к югу. Впоследствии же, когда, наконец, поднялось Предкавказье и Кавказ соединился с Восточной Европой, ее лесные жители оказались отделенными от лесов Кавказа широкой полосой
степи. Эта полоса для строго лесных зверей, в частности белки и зайца-беляка, оказалась непреодолимой, так же как и для подавляющего числа таежных птиц, и только некоторые из них, возможно при зимних кочевках, сумели проникнуть в хвойные леса Кавказа и осесть здесь. Сумела проникнуть туда и сибирская косуля, животное не строго лесное. Но с севера горный Кавказ получил лишь ничтожнее число переселенцев.
Последними освободились от моря прикаспийской низменности Кавказа, частично обязанные своим возникновением обильным наносам больших рек: Терека,Куры,Аракса. Заселение полупустынь Пред- и Закавказья шло независимо одно от другого. Животный мир первых сложился из переселенцев европейско-казахстанских степей и арало-каспийских пустынь, вторых - главным образом из выходцев с жарких иранских нагорий пустынного облика.
Еще один частный, но крайне интересный вопрос: почему горностай широко распространенный по всей Северной Евразии от Атлантического океана до Тихого и от берегов Ледовитого океана до Памира и Внутренней Азии включительно, отсутствует на Кавказе. Ответ следует искать, по-видимому, в том, что на Кавказе живет очень крупная форма ласки, не уступающая размерами горностаю которая и препятствует его проникновению из степей Предкавказья в коренной Кавказ. Вообще борьба за существование между близкими видами животных имеет огромное значение в их географическом распространении, что часто недооценивается.